Канадцы из Bioware снова “дали стране угля”. Они уже давно вошли в историю как разработчики знаменитой серии ролевых игр “Baldur's Gate”, известной, пожалуй, даже тем, кто относится к жанру RPG с прохладцей. С лицензией на d20-совместимую ролевую систему Star Wars Roleplaying Game они развернулись по полной программе и создали великолепную ролевую игру “Star Wars: Knights of the Old Republic”. Bioware в очередной раз подтвердила свое звание “законодателя мод” в RPG. Жаль только, что игра разрабатывалась под потенциально более прибыльную приставку X-Box. Портирование с идеологически вредного “хэ-ящика” на наш родной PC состоялось не сразу, но по всему видно, что поработали канадцы на совесть. Помимо улучшенной графики, компьютерная версия приобрела совершенно другую систему управления, заточенную не под геймпад, а под связку “клавиатура-мышь”. В результате о приставочном происхождении игры теперь напоминает разве что непривычная прямолинейность сюжета. Если вы играли в “Baldur's Gate” (тоже основанную на механике d20), то представить “KotOR” вы сможете очень легко. Просто мысленно перенесите действие из Forgotten Realms во вселенную “далекой галактики” и прибавьте поражающую воображение трехмерную графику от третьего лица. Геймплей почти не изменился, и это хорошая новость. Остались теми же бои в реальном времени “с паузой”, по-прежнему каждый диалог имеет значение, а диалогов в игре очень много. Классов, правда, оставили немного — два набора по три. Но от вашего выбора так же зависит вся ваша игровая стратегия. Введя в игру своеобразные металлические “виброклинки”, способные противостоять даже джедайским мечам, разработчики получили на выходе классическую RPG. Клинки, броня, аптечки, импланты вместо усиливающих заклинаний, Великая Сила вместо магии, Темная и Светлая сторона вместо традиционных ролевых “мировоззрений”. Одним словом, любитель RPG и AD&D найдет в “Star Wars: Knights of the Old Republic” все то, что он так долго ждал со времен “Baldur's Gate”.
Завязка
|
В самом начале игры вы “нейтральный” персонаж, не светлый и не темный. |
|
Действие “Knights of the Old Republic” происходит, ни много, ни мало, за 2000 лет до событий киноэпизодов “Звездных войн”. Из этого следуют две вещи. Во-первых, мы не встретим в игре знакомых персонажей — ни Вейдера, ни Люка, ни прославленной Мары Джейд. Это плохая новость. А хорошая состоит в том, что, перенеся действие в глубокое прошлое, во времена расцвета Старой Галактической Республики, разработчики полностью развязали себе руки, и ударились в сочинительство. На непаханом поле Республики двухтысячелетней давности они создали новых персонажей, сюжетные ходы, диалоги, квесты. Свобода пошла сюжету на пользу. После сакрального “A long time ago in a galaxy far far away...” нам сообщат следующие вещи. Главного злодея зовут Дарт Малак, у него, похоже, проблемы с позвоночником — он постоянно носит ортопедический воротник Шанца. Раньше Малак был перспективным военачальником и джедаем, но перешел на темную сторону Силы (знакомая биография), и пошел войной на вскормивший его Орден Джедаев. Похоже, воспитание юных падаванов в Ордене две тысячи лет назад было поставлено так же плохо, как и во времена Вейдера. Хорошие рыцари терпят от Малака поражение за поражением. Тому есть за что сражаться — Малак мстит за своего покойного учителя Дарта Ревана. Кадр сменяется. На этот раз действие разворачивается над планетой-городом Тарис, на Внешних Рубежах. Хищный крейсер Дарта Малака атакует скромный республиканский корабль, перевозящий важную персону. Это девушка-джедай Бастила, играющая в войне роль “боевых барабанов” — с помощью Силы она внушает доблесть войскам республики. Ей удается покинуть гибнущий корабль и спуститься в спасательной капсуле к планете. За ней спускаетесь вы — простой республиканский солдат, еще не предполагающий, какие страшные и опасные приключения ждут его впереди. Да-да, приключения и много XP.
Особенности игры Если вы ожидаете от “Star Wars: KotOR” управления, как в обычном action от третьего лица, то вас ждет несколько сюрпризов. Во-первых, камера в игре передвигается только в г оризонтальной плоскости — ее можно вертеть кругами вокруг персонажа, но направить вверх или вниз нельзя. С одной стороны, запутаться с такой камерой не получится, а с другой стороны — а если я хочу посмотреть в небо? Управление движением персонажа осуществляется не от персонажа, а от камеры, примерно как в “GTA3”. Второй шок наступит, когда вы выясните, что можете переключаться на других персонажей в партии и действовать “от их лица”. При этом ваш основной персонаж живет, исходя из собственных представлений о ситуации, как это было в “Baldur's Gate”. Он бегает за вами, помогает в бою. Джедай при этом может применить к месту свои способности.
|
Аптечки, штыри и другие “расходные материалы” всегда можно прикупить у местных торговцев. |
|
Если вам не нравятся самостоятельные “партийцы”, можно перейти в “одиночный режим”. При этом искусственный интеллект соратников по партии отключается: пока вы не отдадите им приказ, они будут топтаться на месте. Правда, обычно проще бывает убрать всю партию, кроме главного героя, “в карман”. Вызывать и убирать товарищей (кроме главного персонажа, активными могут быть еще два NPC) можно практически в любое время игры, кроме боев и самых глубоких пещер. Вот, вы побежали на задание в одиночестве, а впереди враги. Оценив положение, вы просто вызываете двух персонажей-”танков”, и они “рождаются” за вашей спиной. После боя персонажей можно убрать снова — они послушно исчезнут. Нереалистично? А кому нужен этот реализм! Главное — удобно. Удобно еще и то, что опыт вместе с главным героем и активными персонажами, получают все товарищи по партии — даже те, которые лежат в “запаснике”. Вы можете выбирать на задание не тех персонажей, которых хотите поднять в уровне, а тех, которые действительно пригодятся в деле. Игровой “вещмешок” един, бесконечен и одинаково доступен любому персонажу. Да, опять реализмом жертвуют ради удобства. Бой в “KotOR” происходит в псевдореальном времени. Стороны обмениваются ударами по всем правилам механики d20, при это очередность строго соблюдается. Вы в любое время можете поставить игру на паузу, выбрать персонажа и отдать ему приказ. Команды персонажу можно с ложить в очередь (“удар обычный, удар вихрем, лечение, лечение, удар”), а управляемые искусственным интеллектом соратники будут следовать выбранному вами шаблону поведения — стандартное боевое, дроид поддержки или джедай поддержки. Ролевая система игры — это немного видоизмененный d20 Star Wars RPG, созданный в свое время знаменитой компанией Wisards of the Coast на основе классической механики d20. Это означает, что любители d20 см огут влиться в игровой процесс буквально сразу же, а остальным будет легко вникнуть в ролевую составляющую игры. В описании я постараюсь по возможности обойтись без цифр и таблиц. Все необходимые таблицы (классы, спасброски и т.п.) вы сможете найти в подробном pdf-руководстве, идущем в комплекте с игрой.
|
Дроид-экскурсовод терпеливо расскажет вам, куда вас занесло. |
|
Классы Классов в игре шесть — три обычных и три джедайских. Класс определяет все — как вы будете сражаться, как будут выбрасываться спасброски (проверки выпавшего на виртуальных “костях” случайного числа, позволяющие иногда избежать неприятностей), какие вы сможете развивать навыки и умения и т.д. Поэтому к выбору класса надо отнестись со всей серьезностью. Выбор из первой тройки классов вы сделаете в самом начале игры. По ходу сюжета, когда вы станете джедаем, вам придется выбирать джедайский класс. Вы в это время будете примерно на седьмом-восьмом уровне. Еще важное замечание для “манчкинов”: выбор джедайского класса лучше сделать заранее, чтобы сразу усиливаться в нужном направлении. Например, вы хотите быть Солдатом-Консулом: тогда вкладывайте очки в “несолдатские” мудрость и в обаяние (Charisma) заранее, чтобы не опростоволоситься потом.
Это интересно: выбор пола вашего персонажа всерьез ни на что не влияет, но от него зависят лишь некоторые диалоги в игре — клеиться к вам будут преимущественно персонажи противоположного пола. Что выбрать? Учитывая то, что изрядную часть игры вы будете наблюдать фигуру персонажа сзади, надо сказать, что женские персонажи выглядят... э-э, более эстетично. Впрочем, выбор за вами. Солдат (Soldier)
Став солдатом, вы получите очень много очков жизни (vitality points), серьезные преимущества в атаке и мощные спасброски по стойкости. При росте уровня вы сможете навыбирать для себя целую кучу навыков. Солдаты с самого начала могут пользоваться всем оружием (кроме джедайских мечей) и любой броней. Все это компенсируется очень небольшим количеством очков умений при росте уровня (а у класса всего три профилирующих умения). Отпирать двери вы не сможете, разве что выбить из петель к чертям. Не получится из вас и сапер. У солдата традиционно слабы спасброски по реакции и воле. На каждый уровень солдат получает десять очков жизни, очков умений ему выдается очень мало (2 + модификатор интеллекта)/2. Профилирующие умения: осторожность, лечение, взрывное дело. Другие значения и начальные умения/навыки вы можете посмотреть в руководстве.
|
Местные гонки — это весело и прибыльно. |
|
Итак, стихия солдата — битва. Выбрав солдата, вы тем самым выберете и стратегию: на вас напали — убейте. Если вы предпочитаете ближний бой, прокачивайте силу (Strength), для стрелков пригодится ловкость (Dexterity), и для всех — выносливость (Constitution). Зная о вашей будущей джедайской судьбе, не забывайте растить ловкость — у джедаев плохо с броней. Растите и мудрость, чтобы потом получить большую порцию Великой Силы, и обаяние. Можно строить и простого дуболома. Но про интеллект (Intelligence) не забывайте, для оглушающей снайперской стрельбы это самое оно. Умений у солдата традиционно мало. Пока не поумнеете, вкладывайтесь в лечение (Treat Injury), с ростом количества очков умений можно будет добавить себе осторожность (Awareness) и взрывное дело (Demolitions). Можно попробовать еще и переубеждение (Persuasion), но это дорого. Любимое оружие нужно выбрать себе как можно раньше. Если вы хотите быть спецом по пистолетам, развивайте быструю стрельбу (Rapid Shot) и мощный выстрел (Power Blast). Забейте на ближний бой и бой двумя клинками, но, если соберетесь брать в руки обычный меч, то стоит развивать именно эти навыки. Не бойтесь потом оказаться неумелым с лазерным мечом — у него своя линейка навыков. А развивать бой двумя клинками или обычным (Dueling) — можно. Лучше сразу определить, каким лазерным мечом будете сражаться: обычным, с двойным лезвием или двумя. Что касается брони для солдата, то выбирайте любую, потяжелее. Можно осуществить следующий финт. Обычный джедай одевает джедайские робы, а джедай-солдат может попробовать и тяжелую броню. Сила, конечно, сильно пострадает, но с усиленной броней это не так страшно. Можно, конечно, вместо брони наколдовывать на себя защиту, но Сила уходит, а броня остается. Так что думайте.
Разведчик (Scout)
Разведчик — полная противоположность солдату. Он может развивать самые разнообразные умения, так как очков умений у него — просто хоть ушами ешь. С оружием у разведчика особых проблем нет, а средняя броня защитит его в бою. Импланты могут поддержать разведчика в бою и в трудовых начинаниях. Из этого класса можно сделать ловкого гранатометчика, а приличные спасброски могут вытянуть даже заведомо безнадежную схватку. За свою универсальность разведчик платит меньшими параметрами атаки. Кроме того, практика показывает, что очков умений никогда не бывает слишком много. Говоря кратко, разведчик — это восемь очков жизни за уровень. Ключевые умения: взрывное дело, осторожность, лечение и ремонт. За уровень этот класс получает (6 плюс модификатор интеллекта) / 2 очков умений.
Играть разведчиком интересно — это очень гибкий класс, его можно развить в любую сторону (кроме чисто боевой). Солдата из разведчика не сделать, но спасброски-то все равно остаются, а в партию потом можно взять и “танк” для поддержки. Развивая такого героя, надо твердо запомнить, какой цели вы хотите достичь, и двигаться в этом направлении. Вариантов слишком много, и, разбрасывая умения и навыки широким жестом по всем параметрам, вы рискуете остаться у разбитого корыта. Из атрибутов желательно развивать силу — для боев вообще, гибкость и навык сверхъестественной увертливости (Uncanny Dodge) — для сражений на мечах. Добавьте чуток выносливости, и вы будете получать больше очков жизни. Жизнь облегчится заметно. Несомненно, для разведчика очень важен ум — и для дополнительного количества очков, и для взлома компьютеров. Мудрость поможет стать лучшим джедаем. С обаянием можно повременить — особенно если вы собираетесь потом развивать джедайские “переубеждающие” навыки. С компьютерами у разведчиков нежная дружба. Взлом электроники в игре очень важен, он помогает избегать ненужных боев. Развивайте соответствующие умения. Про умение чинить вещи забывать не стоит хотя бы потому, что в некоторых местах игры без ремонта не обойтись, а ремонтировать вещи может только главный персонаж в партии. Переубеждение тоже пригодится, еще до превращения в джедая. И помните — развиться во все стороны вы не сможете. Всегда выделяйте главное. С навыками немного проще. Развивайте те навыки, которые вам ближе по стилю игры, а точнее — по стилю боя. Я бы рекомендовал развивать ближний бой и обычное оружие, а про бой двумя клинками лучше забыть. Тем более, что вам бесплатно дают “вихрь ударов”, и его можно развить до упора.
|
Забросать дроида гранатами не получилось - он ушел из зоны поражения. |
|
Негодяй (Scoundrel)
Вот уж назвали так назвали. Что же дает выбор столь неблагозвучного класса? Негодяй обладает огромным количеством очков умений на уровень — их у него больше, чем у солдата и разведчика, вместе взятых. У этого класса очень много умений, высокие спасброски на реакцию, огромные прибавки к неожиданной атаке (Sneak Attack) и высокая удача. Проблемы негодяя очевидны — слабость в нападении, небольшое количество жизни (еще меньше, чем у разведчика), маловато навыков, слабые спасброски по стойкости и воле. Неприятны у негодяя ограничения по снаряжению. Получает сей класс по шесть очков жизни на уровень (мало!), и (8 + модификатор интеллекта) / 2 очков умений (много!). Профилирующие умения — это взрывное дело, скрытность, осторожность, безопасность и переубеждение. Вот кто может забалтывать встречных NPC и получать больше награды за задания! Играть за негодяя несколько сложнее, чем за бойцов. Этот класс — для тех, кто хочет взять от игры максимум. В компенсацию за общую “дохлость” и слабые прямые атаки он получает огромное количество очков умений и две уникальных линейки навыков. Играя за этого гада, лучше избегать сражений всеми силами, пользоваться своим обаянием. Если бой неизбежен — прячьтесь и стреляйте врагам в спину. В бою негодяю поможет неожиданная атака, которую вы сможете получить примерно на четвертом-пятом уровне. Если вас обнаружили, стоит надеяться на свою удачу. Негодяю полезно развивать силу, это делает его неожиданные атаки еще неожиданнее. Но гораздо важнее — ловкость. Без надлежащей ловкости вы не сможете сделать ничего. Добавив очков в выносливость, можно сгладить проблемы с количеством жизни. Для этого же можно развить и твердость (Toughness). Про интеллект забывать не надо, если вы хотите добавить себе снайперской стрельбы и еще немного умений. Его желательно “докрутить” до максимально возможного значения — восемнадцати. Мудрость поможет улучшить положение с умениями безопасности и осторожностью, усилить слабый спасбросок по воле и добавить очков Силы (они понадобятся позже). Про обаяние тоже помним — оно напрямую влияет на умение убеждать. Выберите любимый стиль действий. Желающие вволю попартизанить должны, разумеется, качать скрытность. Все прочие пусть разбрасывают свои очки по другим умениям — особенно важно переубеждение. Только этот класс обладает “доджедайскими” способностями убалтывания, и не пользоваться этим — просто преступление! И я бы еще присоветовал хотя бы парочку очков вложить в пусть дорогое, но очень важное в бою умение залечивать раны.
|
Граната взорвалась, и всем в комнате сразу поплохело. |
|
С навыками негодяю не повезло — их очень мало. Каждый навык выбирайте с осторожностью. Желательно улучшить свой бой, выучить, к примеру, вихрь ударов, обычное оружие. Прочность поможет с очками жизни. С этим классом можно попробовать выучить бой двумя клинками — выбирайте.
Джедайские классы Примерно после первой четверти игры у вас появится возможность стать джедаем, выбрав один из трех классов. Это совсем другой набор, и развитие вашего персонажа пойдет в другую сторону. Заядлым экспоедам могу даже посоветовать придержать персонажа уровне на пятом-шестом и не повышать до перехода в “джедайскую” фазу развития. Давайте теперь посмотрим, что для нас припасли разработчики. Роднит все джедайские классы существенная прибавка к спасброскам, а также переубеждение, осторожность и лечение как профилирующие умения. При этом “старые” профилирующие умения у вас остаются.
Джедай-хранитель (Jedi Guardian)
Джедай-воин, если быть точнее. Почти полный аналог солдата. Высокие прибавки к атаке у него сочетаются с большим количеством очков жизни и навыков. Только Хранитель обладает способностью быстро подбегать и резко напрыгивать на врага. А вот с Силой ему не повезло — очков Силы у Хранителя очень мало. Резюме: десять очков жизни на уровень, четыре очка Силы на уровень, очков умений — (2 + модификатор ума) / 2. Таким образом, перед нами простой джедайский паренек, умеющий сражаться и побеждать с помощью своего верного лазерного меча. Стратегия у хранителя тоже простая: прыжок к врагу, несколько быстрых ударов (+2 к повреждению) и сбор трофеев. С великой Силой хранителю не повезло, этот недостаток он компенсируют обычной, грубой силой. Интеллект под восемнадцать ему совершенно необходим, иначе со своими умениями он вовек не разберется. Что касается навыков, то в первую очередь ему надо оттачивать владение своим мечом, чтобы получить +2 к повреждениям. Двухлезвийный меч — отличный вариант. Кстати, тип меча (обычный/двухсторонний/два меча) надо бы выбрать заранее, не дожидаясь перехода в класс хранителя. Если вы еще не прокачали ни один из этих наборов навыков, используйте обычный меч — меньше будет штрафов. Чтобы в бою было не так хреново получать удары, следует раскачать джедайскую защиту. Но атака — это главное. С немногочисленными очками Силы придется обращаться очень осторожно. Я бы рекомендовал не тратить их на атакующие “заклинания”, а вложить в “уговоры” и в околдовывание себя самого (джедайская скорость, честь и т.п.). Можно запустить очки в лечение (Светлым рыцарям) или в высасывание жизни (Темным рыцарям). Во вторую очередь можете попробовать научиться бросать меч в толпу врагов.
|
Ты куда? Разговор еще не закончен! |
|
Тем, кто хочет сосредоточиться на полноконтактном бое лазерным мечом (“Ввуххх! Ввуххх! Пшшш! Ввуххх!”) и не желает углубляться в дебри использования Силы, джедай-хранитель настоятельно рекомендуется.
Джедай-консул (Jedi Consular)
Это самый “магический” класс среди джедаев. С очками силы и с “заклинаниями” у него дела обстоят лучше всего. Учитываем еще навык сосредоточенности, и получаем сильного джедая-мага в полном смысле этого слова. В драке консул слабоват, и жизни у него меньше, чем у любого другого джедая — это расплата за все его “суперколдунства”. Шесть очков жизни на уровень (очень мало), восемь очков силы на уровень (очень много) и (2 + модификатор интеллекта) / 2 очков умений на уровень. Чистый маг и еще почему-то... хакер — в профилирующие умения затесался ремонт и использование компьютеров. “Сосредоточенным джедай настоящий быть должен! Темной стороны Силы избегать необходимо ему!”. Выбрав своему персонажу класс консула, вы сможете радостно углубиться в развитие “заклинаний” и их боевое применение. Жаль только, что в серьезном бою сосредоточенному магу-консулу может сильно достаться. Идеальная боевая стратегия для джедая-консула — это сражение одним-единственным мечом и регулярное использование боевой “магии”. Прикрытие более сильных персонажей обязательно, особенно в масштабных боях. При этом консул помогает своим, замораживая, пугая, придушивая или поджаривая врагов. Время от времени он может шикануть и погрузить врагов в статическое поле. Вариантов много. Надо только помнить, что в игре маг с прокачкой ниже среднего (как и вообще в D&D) — это, главным образом, персонаж поддержки, и он, как правило, должен находиться за спинами своих товарищей-воинов.
|
У Дарт Малак вечные проблемы с позвоночником. С другой стороны, нет запаха изо рта. |
|
Джедай-страж (Jedi Sentinel)
Что сказать? Не воин. С атакой у стража большие проблемы. Зато у него сильные параметры сопротивления и очень много очков навыков, больше, чем у любого другого джедайского класса. Сила у стража имеет большой потенциал. Итого восемь очков жизни на уровень, шесть очков силы, и (4 + модификатор ума) пополам очков умений на уровень (много). Собственно, перед нами нечто среднее, гибрид консула-мага и хранителя-воина. В бою страж продержится дольше консула, а наколдовать сможет больше стража. Так что же ему делать? А что угодно. Как и разведчик, страж может развиться в любую сторону, хоть и не очень далеко. Главное, опять же, выбрать нужное на правление и следовать ему, не отвлекаясь на прокачку лишних умений. Выберите пару “заклинаний” Силы, пару умений, подберите под себя стиль боя (лучше всего — использование обычного оружия, мощная атака или вихрь ударов с критическим ударом). Тогда страж сможет и выжить в бою, и забить парочку врагов. В сражении стражу поможет уникальная линейка защитных навыков. Если вы не уверены, стоит вам обладать чистым джедаем-магом или чистым джедаем-воином — выбирайте стража.
Характеристики (Attributes) Характеристики — обширная тема, но я постараюсь рассказать про них по возможности кратко, так как “SW: KotOR” — не первая и не последняя игра, основанная на правилах d20. У каждого персонажа в AD&D имеется набор из шести атрибутов: сила (Strength), ловкость (Dexterity), выносливость (Constitution), интеллект (Intelligence), мудрость (Wisdom) и обаяние (Charisma). Значения этих атрибутов отвечают за модификаторы в бою или при использовании навыков. Положительные модификаторы (от единицы до четырех) начинаются от значения в двенадцать и выше, отрицательные (от минус единицы до минус пяти) идут от девяти и ниже. На каждом четвертом уровне можно получить дополнительное очко атрибута и куда-нибудь его вложить.
Сила Выражает физическую силу. Влияет на атаку оружием ближнего боя (в том числе лазерными мечами), отвечает за критические удары. На стрельбу из бластеров не влияет.
Ловкость Выражает координацию и рефлексы. Влияет на атаку оружием дальнего боя (бластеры и так далее). Отвечает за защиту, спасбросок по реакции и навык скрытности. Помните, что ловкость защищает и в ближнем бою, и в перестрелке, она особенно важна для низкобронированных джедаев. Тяжелая броня снижает ловкость, ограничивая защиту по этому атрибуту. Поясняю: допустим, у вас 18 единиц ловкости (это дает модификатор +4). Если вы наденете броню, ограничивающую бонус по ловкости до +2, то у вас он срежется пополам и будет равен +2.
Выносливость Здоровье и жизненная сила. Влияет на количество очков жизни, получаемых с каждым уровнем, и спасбросок по стойкости. Сколько жизни у четырехуровневого негодяя, если за каждый уровень он получает шесть очков жизни? 6*4 = 24. А с выносливостью под 16 (модификатор +3), у него было бы (6+3)*4 = 36 очков жизни. Этот атрибут является ретроактивным: очки жизни добавляются не только за набранный “прямо сейчас” уровень, но и за более ранние, вплоть до первого.
Интеллект Влияет на очки умений, получаемые в начале игры и с каждым уровнем, на использование компьютеров, взрывное дело и ремонт. Отвечает за навыки снайперской стрельбы. Этот атрибут не ретроактивный, он влияет только на тот уровень, который получается в данный момент. А мораль такова: чем больше у вас будет мозгов с самого начала игры, тем лучше.
|
Отстрел преследующих истребителей — занятие несложное. Надо лишь поглядывать на радар. |
|
Мудрость Влияет на очки навыков (Feats), получаемые с каждый уровнем, на умения безопасности, лечения и осторожности, на спасбросок по воле и на джедайские навыки. От мудрости зависит эффективность применения атакующих джедайских “заклинаний”, при этом значение мудрости прибавляет количество очков джедайской Силы, получаемых при наборе уровней.
Обаяние Отвечает за количество очков навыков за уровень, за умение переубеждать и влияет (опять же) на джедайские навыки (к очкам силы прибавляется модификатор). Ключевое слово — переубеждать. С умением правильно говорить с людьми ваша жизнь в мире “KotOR” сильно облегчается (спасибо Bioware).
Умения (Skills) Если характеристики влияют на умения, то умения влияют уже на саму игру. Одни пригодятся в бою, другие помогут того же самого боя избежать и победить другими методами. Умение безопасности даст вам больше денег и предметов из запертых контейнеров. Починив неподвижного дроида, можно заставить его сражаться на вашей стороне. Лежащую на вашем пути мину можно обезвредить — надо лишь уметь. И так — всю игру. Какие из умений вы станете развивать — зависит от вашего стиля игры. Нелишне помнить, что определенные умения могут вовсе не пригодиться вашему персонажу, когда в ходе игры в вашу партию попадут новые NPC, разбирающиеся в том, в чем главный персонаж ни в зуб ногой. Можно заставить спутницу-твай-лека обезвреживать мины, поручить Т3 взлом компьютера. Можно научиться все делать самостоятельно, но учить все умения подряд я бы не советовал, если только вы не выбрали класс “негодяй” с огромным количеством очков умений. Лучше сосредоточиться на нескольких самых важных. У каждого умения имеется характеристика, которая отвечает за него через модификатор. Если вы взламываете компьютеры с умением, равным единице, но профилирующий для хакера ум добавляет вам модификатор +2, то ваше умение будет равно трем. Профилирующие навыки есть и у каждого класса (подробнее — в разделе классов). Поднимать “свои” умения легче, так как на единицу подъема “своего” умения требуется одно очко. Для непрофилирующих умений количество необходимых очков равно двум, и предел, до которого их можно поднимать, заметно ниже. Кстати, тратить все очки умения при подъеме уровня не обязательно — можете оставить парочку на будущее. Актуально это для главного персонажа, ведь ему еще джедаем становиться, а там могут быть совсем другие дешевые профилирующие умения. Умений в игре восемь. Это использование компьютеров (Computer Use), взрывное дело (Demolitions), скрытность (Awareness), переубеждение (Persuade), ремонт (Repair), безопасность (Security) и лечение ранений (Treat Injury). Пробежимся по каждому легкой походкой.
|
Скоростной корабль Ebon Hawk подозрительно напоминает Millennium Falcon Хана Соло. |
|
Использование компьютеров Основная характеристика: интеллект Отвечает за использование компьютеров — очень полезное умение. В игре вы постоянно будете встречать терминалы. При наличии в карманах нужных деталей вы сможете открывать запертые двери, отключать системы безопасности (автоматические пушки и дроиды), рассматривать через камеры слежения комнаты, где вам еще предстоит побывать, устраивать перегрузку терминалов с взрывами и “молниеносной” зачисткой комнат от врагов. На это вы будете тратить компьютерные “отмычки”-штыри, а взамен получать опыт. С каждым улучшением умения на четыре количество необходимых для взлома штырей уменьшается на единицу (вплоть до нуля).
Взрывное дело Основная характеристика: интеллект Здесь речь идет о минах и о том, что с ними делать — устанавливать, обезвреживать или попросту прикарманивать. Лишь обнаружение мин не входит в компетенцию взрывника — это дело осторожности. Мины бывают слабыми (15 единиц повреждения), средними (20 единиц), или смертельными (25 единиц). Легче всего их устанавливать. Те мины, что поставлены вами, безвредны и для вас, и для всей партии. Сложнее обезвреживать мины (в случае неудачи повреждение увеличивается на 5), и совсем трудно установленные мины втихомолку притыривать (при неудаче +15 повреждения). Так что думайте, стоит ли игра свеч, и не лучше ли просто обезвредить мину. В начале игры лучше всего с минами обращается твай-лек Миссия Вао — ее и посылайте на опасные задания, развивая при росте уровня навык. Хотите ли вы развивать взрывное дело у других, кроме Вао, персонажей — дело ваше. Это не ключевое умение в игре, так что в большинстве случаев им можно пренебречь. В принципе, украденные мины можно потом продать. Взаимодействовать с установленными против вас минами лучше всего в “одиночном” режиме и при этом следует подойти к зоне действия мины как можно ближе.
Скрытность Основная характеристика: ловкость
Обращаться с навыком скрытности сложно, так как приходится подкрадываться и долго выгадывать момент для нанесения решающего удара или выстрела в спину. Пожалуй, кроме тех, кто выбрал класс негодяя, мало кто согласится всерьез использовать скрытность в “KotOR”. Во-первых, для этого вам надо будет иметь при себе маскирующее устройство вроде пояса (только джедайка-кошка Юхани владеет Силой настолько, что можете переходить в режим скрытности без техники). Во-вторых, для перехода в незаметное состояние необходимо активировать одиночный режим. При этом напрочь вырубается искусственный интеллект вашей партии, никто за вами не ходит, все стоят там, где вы их оставили. Получается, что если вы хотите втихую перерезать партией врагов в комнате, придется раздавать указания каждому лично. А это, сами понимаете, лишнее напряжение. В скрытом режиме нельзя бегать, но можно вскрывать тихонько двери, использовать компьютеры и тащить все, что плохо лежит. А сражаться нельзя, враги тут же раскусят вас, и ваш герой окажется у всех на виду. Только класс негодяй со временем может развить у себя навык скрытой атаки с сохранением невидимости. В бою перейти в режим скрытности вы не сможете — он включается только там, где вас никто не видит. Делайте все ваши дела до того, как зашли за угол. И помните: даже если вы замаскировались, враги время от времени кидают проверку “на вшивость” — их осторожность против вашей скрытности. Если проверка не выдержана, ваше инкогнито раскрывается.
Осторожность Основная характеристика: мудрость
Это умение касается описанной выше скрытности и отчасти — взрывного дела. Если ваш враг находится в скрытом режиме, вы можете выявить его. Успех зависит от случайности и от соотношения вашей осторожности и его скрытности. В проверке участвует еще много модификаторов, немаловажным из них является ваш бег, он снижает проверочный бросок на пять единиц. Что касается мин, то тут механика почти такая же. Чем более мина продвинута, тем тяжелее ее обнаружить.
|
Учитель Йода, ты?!! Нет. Но как похож! |
|
Стоит ли качать осторожность? Зависит от того, насколько вы не любите сюрпризы. Невидимые враги и мины будут встречаться, да, но большую часть этих встреч вы легко переживете. И аптечки еще никто не отменял. Можете сделать одного из персонажей вашей партии осторожным, если хотите. Осторожность хорошо сочетается с взрывным делом: обнаружил мину — тут же прикарманил, не переключаясь на другого персонажа.
Переубеждение Основная характеристика: обаяние
Использовать обаяние может только ваш главный персонаж. Только он может по долгу службы общаться с другими NPC. Диалоги в “Knights of the Old Republic” очень важны в смысле дополнительных очков опыта, денег и награды за ваши труды. Вы можете требовать дополнительной награды за квесты, заставлять продавцов снижать стоимость (иногда практически до нуля), лгать, уговаривать и изворачиваться. Без хорошего обаяния придется чаще сражаться, это факт. Если вы любите драку — хорошо, но для любителей более мирных отношений умение переубеждать очень важно. Жаль, что развить этот навык будет сложно солдатам и разведчикам. Вариантов тут два: либо вкладывать драгоценные очки опыта в крайне ценное обаяние, либо подождать (сохраняя очки), пока вы не станете джедаем, а потом уже вложить их в подешевевшее умение переубеждать. Напомню на всякий случай, что в разговоре, если вы будете наглеть, легко заполучить очки темной стороны Силы. Я вас предупредил.
Ремонт Основная характеристика: интеллект
Ремонт — это для дроидов. Если вы прикупили в магазине запчасти и сложили их в ваше бесконечное и невесомое inventory, то, встретив неподвижного дроида, сможете его починить. Отремонтируйте бедолагу, подкрутите гайки и отправьте его сражаться за вас. При этом опыт будет течь в вашу копилку. Это очень удобно, и за починку роботов тоже причитается опыт. Каждые четыре единицы умения ремонтировать уменьшают необходимое для ремонта количество запчастей. Будьте умными (+4) и растите свои ремонтные умения — перед вами не устоит ни один списанный в металлолом робот. В вашей компании со временем могут появиться дроиды. Для них навык ремонта имеет совсем другое значение — он облегчает им собственно “лечение” с помощью наборов для ремонта. Это своеобразные “аптечки” для роботов. Продвинутый набор дает двойной эффект лечения, а набор для конструирования — тройной. Поэтому для обоих дроидов (T3 и HK) навык ремонта жизненно важен, так же, как и для живых существ — навык лечения. Одним словом, ремонт — навык полезный, и развивать его — стоит.
Безопасность Основная характеристика: мудрость
Запертые замки манят и будоражат воображение. Можно попробовать их отпереть (отмычки не требуются), и успех этого мероприятия зависит именно от умения с ними обращаться — от безопасности. Но при этом многие двери можно элементарно выбить (а замки сундуков — сковырнуть). Часто запертые двери отпираются обычным компьютерным взломом через терминал. Поэтому совет тут простой: хотите отыгрывать роль вора — развивайте безопасность. А не хотите — дело ваше. Осталось добавить, что выбивать дверь в состоянии скрытости не получится. Оставаясь в режиме невидимости можно только тихо подбирать замок.
Лечение ранений Основная характеристика: мудрость
Под ударами судьбы ваши “партийцы” могут оказаться ранеными. Тут на помощь приходят покупные аптечки. Обычные можно купить в любом количестве, продвинутые встречаются реже, а сверхпродвинутые придется долго искать. Умение лечения ранений развивать нужно обязательно, оно отвечает за количество восстановленных очков жизни на одну аптечку. В серьезных боях лечиться придется “на ходу”, и здесь количество восстановленных за один ход очков значит очень много.