Dragn Dragn

Рецензия от www.BioWare.ru

Можно ли разработать отличную RPG за полтора года? Многие скажут: «Нет!» и, отчасти, будут правы. Но BioWare обрушивает устоявшиеся подходы и доказывает, что может работать качественно в предельно короткие сроки.
История Героя Ферелдена — в самом разгаре, а история Хоука только начинается. Вместе с семьей он покидает разрушенный Лотеринг и, преодолевая невзгоды и лишения, держит путь в Вольную Марку. Но и там, в Киркволле, главном городе Вольной Марки, Хоук не найдет счастья и покоя. Увы, обнаруживается ряд неприятных обстоятельств. Несмотря на то, что Хоуки прямые наследники знатного рода Амелов, проживающих в Киркволле, им не удается сносно устроиться. Так начинается новый виток в сюжетах BioWare. Именно в конкретности сюжета состоит первая изюминка Dragon Age 2. Наконец-то в BioWare отказались от глобально ориентированных сюжетов, как то — спасение мира от масштабного зла или свалившейся на голову человечества глобальной катастрофы. История Хоука очень камерная, сосредоточена на самом герое, его проблемах, его попытках улучшить свою жизнь и защитить близких ему людей. По воле случая герой оказывается втянутым в конфликты между храмовиками и магами, сталкивается с проблемой кунари. Поскольку любой житель города участвует в этой суматохе, Хоуку тоже не избежать общей участи. Он лишь деталь в событийной панораме. Сама история разбивается флэшбеками, в которых представлены допросы гнома Варрика, спутника Хоука, Кассандрой – храмовницей из Неварры. (Подобное развитие игрового сюжета мы видели в недавнем Alpha Protocol от Obsidian). Содержание флэшбеков зависит от принятых игроком решений. Вот и выходит, что мы сами выстраиваем финал истории Хоука и немного сочиняем. Маленькая неприятность состоит в непропорциональности ряда флэшбеков по времени. Отличительной чертой повествования является разделение временных промежутков «год спустя – три года спустя». Игрок может увидеть последствия принятых им ранее решений сразу по ходу игры, а не в самом эпилоге. (Вспоминается «Ведьмак», где были подобные приемы). К минусам представленного сюжета можно отнести невыразительный финал, оставивший неприятное послевкусие. Будем надеяться на DLC, и что их уровень будет, как минимум, не ниже, чем у Lair of The Shadow Broker. Игровые персонажи весьма удались разработчикам. Спутников у героя немного, но каждый – отлично проработанная личность со своими скелетами в шкафу. Здесь последуют спойлеры о том, какие персонажи ждут вас в игре, поэтому, если вы очень чувствительная особа, то пропустите этот абзац и читайте далее. В игре отлично показаны семейные взаимоотношения старшего и младшего Хоука. Эльфийка Мерриль, помешанная на запретных знаниях и не выходившая в мир, сильно напоминает Аэри из Baldur’sGate. Мы встретим старого знакомого из «Пробуждения» Андерса, который изменился по причине вселившегося в него духа Справедливости. Мы познакомимся с бывшим рабом — эльфом Фенрисом, встретим настоящую пиратку Изабеллу, преследующую корыстные цели, и воительницу Авелин, на чью голову валятся всяческие невзгоды. И, конечно же, главный рассказчик – гном Варрик опрокидывает представления о бородатых и неопрятных гномах. В его арсенале мощный арбалет Бьянка, целый ворох шуток и забавных комментариев. Каждому из героев соответствует многоступенчатый квест, решения которого приводят к совершенно неожиданным последствиям, вплоть до ухода из партии.
Система одобрения не изменилась, но почти нет подарков, и отношения со спутниками строить сложнее. Сопартийцы часто общаются между собой на улицах. Иногда они даже наведываются к друг к другу, но это можно увидеть только во время выполнения их личных квестов. Тем не менее, это улучшает атмосферу игры. Имеются и комментарии сопартийцев касательно районов, посещаемых игроком, если, к примеру, они уже там когда-то проживали. Отдельного внимания заслуживает то, как представлены разнообразные конфликты «интересов». Перепалки сопартийцев во время принятия решений виртуозны и очень правдоподобны. Говорить со спутниками, к сожалению, можно только по ходу соответствующего квеста. Передаем привет «Пробуждению». Бесспорный плюс игры — квесты и диалоги. Задания, конечно, могли бы быть и более разнообразными. Увы, все еще очень много «принеси-убей». Тем не менее, основные квесты сопартийцев интересны и многовариантны. Игрок увидит результаты своих решений спустя годы. Порой — это новый квест-продолжение, а порой — просто письмо. Можно привести пример. В одном из квестов мы охотимся за магами отступниками, можем их либо пощадить, либо нет. И несколько лет спустя снова повстречаем магов и узнаем о правильности своего решения. Конечно, таких поучительных интриг не так много, но они весьма приятно дополняют игру. И, разумеется, не забыты последствия переноса сохранений из Dragon Age: Начало – парочка новых квестов, отсылок и старых камео. Весьма милый фансервис. Происходящее в Ферелдене мало влияет на Вольную Марку, и не стоит ожидать слишком многого от решений DragonAge: Начало.  Опасения вызывало «диалоговое колесо». Теперь почти в каждом диалоге три варианта ответа: «оливковая ветвь» — доброжелательный, «маска» — шутливый/ироничный, «кулак» — радикальный. И иногда появляется вариант «звезда», если вы узнали нечто или имеете нужный предмет. Вышло не так ужасно, поскольку не всегда «оливковая ветвь» это «добрый ответ», а «кулак» не всегда «злой». Тем более, что иногда есть возможность выбирать из 5 разных вариантов решений. Стоит упомянуть отличную задумку «дать слово сопартийцу», а также о том, что пропал навык убеждения. Это не предел мечтаний, но и не Mass Effect. И стоит добавить, что чем чаще мы используем какой-то из вариантов ответа, тем сильнее меняется стиль общения Хоука. Если говорить о минусах, то к ним, бесспорно, принадлежит боевая система. Главное новшество в ней – анимация ударов и увеличение скорости. Но все остальное разочаровывает. Все сражения с врагами однотипны до безобразия. Эти неизвестно откуда появляющиеся волны ужасно приедаются к концу игры. Из их сонма выделяются боссы, требующие смекалки, но на самом деле берущие большим запасом очков здоровья и мощным уроном. И мой вам совет: лучше не играйте на уровне сложности «кошмар» и «сложный», ибо не стоит оно того. Тактики не прибавляется, а лишь приходится медленно отбивать волну за волной. Да и сам парк врагов уже к середине игры изрядно надоедает. Может быть, боссы чуточку симпатичнее, но никакого особого «сюрприза» в них нет, просто сильные кулаки и толстая шкура. И это вовсе не хэк-эн-слэш, как боялись многие. Если на консолях боевую систему еще можно так назвать из-за системы «нажатие кнопки => удар», то в ПК-версии все осталось по-прежнему: управляемая пауза и полное управление партией. Правда, камера теперь располагается еще ниже над героем, что просто мешает детальному обзору поля боя. На консолях, как ни странно, достигается большее удобство, так как там при выборе действующих на площадь заклинаний/способностей автоматически включается пауза, и камера отвязывается от персонажа с возможностью комфортно нацелить заклинание в нужную точку боевой арены.
Система способностей и навыков осталась неизменной. Но баланс хромает, некоторые ветки навыков бесполезны. В то же время у каждого из спутников есть своя уникальная ветка навыков, которая привносит изрядное разнообразие в бой. Разработчики немного навели марафет, но стоило бы внести изменения по существу. Крафтинг заметно упростили: не нужны никакие дополнительные навыки для приготовления зелий или создания рун, просто находим рецепты или покупаем их. Количество ингредиентов минимальное, все разбросаны на карте. Зачаровывать предметы с помощью рун можно у Сэндела (Да, вот такой привет с «Enchantment» из Dragon Age) или у других мастеров. Крафтить теперь также можно только у себя дома или у специалистов-крафтеров, разбросанных по Киркволлу – варить зелья «в поле», как раньше, теперь уже не получится, всем необходимым придется запасаться заранее. Вставлять руны можно и в доспехи, и в оружие спутников Хоука. Но просто так заменять одну руну на другую теперь уже нельзя – при установке новой руны в занятый слот старая будет уничтожена. Интерфейс тактического режима обновлен. Портреты переместились в левый нижний угол. На панели быстрого доступа появились бутылочки здоровья и маны/выносливости. Внутренний интерфейс стал более «воздушно-консольным».
Инвентарь стал проще и цветастей. На Хоука получится надеть полный комплект доспехов, а вот у спутников можно менять все, кроме брони, перчаток, ботинок и шлема. Это компенсируется тем, что для их брони можно также покупать или находить улучшения, до 4-х штук на каждого, с различными бонусами. Появился отдельный раздел для «мусора», который можно продать, причем весь и сразу. Не совсем понятно, зачем этот хлам, но попадаются предметы, за которые некоторые персонажи дают награду. Сомнительное какое-то новшество. В продолжение традиции Dragon Age: Начало мы снова имеем много денег, которые не на что тратить. Все самое мощное находится или получается в квестах. Но учтен ужасный минус оригинала: однотипные робы магов. Теперь их чуть-чуть больше. Ничего приятного в том, что иконки оружия все однотипны и отличаются только цветом. Могли бы и постараться нарисовать уникальных артов. Графика стала лучше. Это особенно заметно в диалогах. Лица и анимация значительно подвижнее, реалистичнее. Общаясь, герои ходят, что-то делают, что значительное оживляет игру. Постановка сцен тщательно проработана – до филигранности далеко, но преодолено впечатление кукольного театра, которое возникало в Dragon Age: Начало. В то же время в игре сильно пострадали локации. По сути, представлен Киркволл, его районы, и 4 загородные локации. Самое неприятное, что дополнительные подземелья рандомно выбираются из очень малого количества вариантов,— и так всю игру. К концу, это по-настоящему начинает раздражать, все эти чистые коридоры, в которых просто негде развернуться. К тому же, с течением времени город абсолютно не меняется. И идиллия быстротечности времени становится весьма сомнительной. Музыка бледна и невыразительна, треков мало. Ощущается дуновение «Трона Баала», к которому саундтрек тоже писал Зур, но чего-то не хватает. Зато разработчики хорошо справились с различными звуками – ударами, взрывами, все сделано очень качественно. Также удачно вышло и с озвучкой персонажей. Может быть, это не Mass Effect, но каждый герой обладает весьма подходящим и выразительным голосом, который добавляет ему толику харизматичности. Хоук всегда готов поболтать, что создает в игре живую атмосферу общения и диалогичности. Принадлежащий Хоуку голос подчеркивает и усиливает обаяние героя.
Подведем итоги. В целом, игра во многих отношениях стала лучше. Подкачали графику, улучшили квесты, проработали и добавили жизненной убедительности персонажам, и история Хоука стала интересней обычных заготовок BioWare. Но есть и минусы, которые кому-то могут показаться весьма критичными – посредственная боевая система, невыразительное музыкальное сопровождение, серый и невнятный дизайн локаций. Однако при всем при этом игра заслуживает внимания. К сожалению, это не шедевр, но BioWare держится достойно. Ценителям хороших игр пропускать Dragon Age 2 строго не рекомендуется.
Автор рецензии: Dragn, www.BioWare.ru
Dragon Age: The Veilguard

До выхода осталось